Болото![]() |
Андрей Леонов Болото - питомник цивилизацииСодержание статьи: Одним из древнейших «ностратических» атрибутов цивилизации (на который до
сих пор не обращено подобающего ему внимания) является БОЛОТО.
*Предварительно следует отметить, что понятие «болота» не ограничивается только трясиной. Существует большая классификация болот различного типа. Например, к болотам можно причислить и просто застойные мелководья различного типа. Болота являлись «питомником» для древних и средневековых народов по ряду причин: Из глубины вековОбраз болота как «питомника» цивилизации проистекает из глубокой «ностратической» древности и сочетается с представлениями о некой сакральной местности – прародины элиты человечества. Именно здесь находятся истоки древнейших представлений о Райской земле. Так, например, древнеегипетский Рай являет собой заболоченные «камышовые поля» – Сехет Иару (Иалу), дающие, как следует из древних текстов, очень обильные урожаи: «Я знаю «Поля Камыша», принадлежащие Ра… Высота нижнеегипетских злаков достигает там пяти локтей (примечание: 1 локоть равен 0,5 м), колосья размером в два локтя, стебли – в три локтя; высота эммера (ячменя) – семь локтей: три локтя – колосья и четыре локтя – стебли. Жители востока собирали там урожай – по девять локтей каждый» [2]. Именно образ болота воплощен в храмовой архитектуре древнего Египта. Многочисленные колонны по сторонам проходов во дворах и залах, стилизованные под гигантские побеги тростниковых растений, наряду с барельефами птиц, символически отражают мир водных заводей. Это священное место в виде заболоченной равнины, из которой когда-то возникла жизнь во всех ее проявлениях. Это место первичного творения, куда Боги-Нетеру отправляются на отдых. И это олицетворение египетского Рая – «Камышовых Полей». Возможно, по причине происхождения из болотной «страны Богов» египетский бог Тот
изображался с головой болотной птицы Ибиса, и другие Боги из Гермопольской
огдоады олицетворялись с болотными обитателями – лягушками и змеями.
Несомненным представителем болот является и священная цапля Бенну –
египетский «феникс». Иару - Райская земляДревнеегипетские райские поля Иару/Иалу («камышовые поля» или, попросту, «болото»), имеют своих «тезок» в других культурных традициях. Схожие названия, относящиеся к древнейшей священной (райской) территории, сохранились и у других народов. Например, созвучным с древнеегипетским раем-Иару является русское наименование рая – Ирий. (Согласно одной из этимологических версий (Kempinski [4]), в основе названия Ирий лежит протоиндоевропейская лексема *ur о значением «вода»). С этим словом можно сопоставить, например, слово из пермского диалекта арай – «болото, заросшее камышом», что очень походит на древнеегипетское Иару – «камышовые поля». Аналогичные слова сохранились до сих пор в некоторых северных наречиях, например, в западно-финском – aroiё, в коми – araiё – «болото» [5]. Из этого же ряда и древнеиранское название священной прародины Айрианем Ваеджа («поля Арайя»), соотносимого с иранским *airyã – «страна ариев». Судя по авестийским текстам, «поля Арайя» также являли собой подтапливаемую болотистую территорию: «…там зима, [когда] идёт к концу, там большое половодье» (Вендидад, гл.1 [6]). (Таким образом, термин «арии», скорее всего, подразумевал изначально болотных жителей) Древнеегипетские райские Поля Иару/Иалу соотносятся также по созвучию и по смыслу и с
«Елисейскими Полями» в древнегреческой мифологии (др.-греч. ’Ηλùσìον πεδìον или лат. Elysium), которые также
являют собой мифический Рай древних греков, прекрасные блаженные поля
на берегу легендарной реки Океан, куда по окончании бренной жизни попадают
любимые Богами герои. Города на болотахИсторические хроники и археология свидетельствуют, что повсеместно древние города располагались в болотистых местностях. Вот несколько выборочных примеров из списка одних только столичных городов: Так, гигантские топкие болота, существовавшие за счет разливов Евфрата, окружали древний Вавилон – первый мегаполис в истории человечества. Об этом известно из сочинений античных авторов и свидетельств археологов. А вот что являл собой Рим в древнейшую эпоху: «На самом деле Рим древнейшей эпохи, развалины которого, сохранившиеся в недрах Вечного города, были обнаружены (то есть следы святилищ, вокруг которых возникал центр и появлялись бедные постройки), именно этот Рим был очень нездоровым местом. Весь центр будущего города, между Капитолием и маленьким холмом, который позже стал называться Велием, по большей части представлял собой болотистое место, наполовину поднимавшееся из воды и погружавшееся под воду при каждом наводнении Тибра. Ручьи, спускавшиеся с холмов, застаивались по всему Марсову полю, которое было образовано аллювиями реки, извивавшейся между Ватиканскими холмами и сбросовыми выступами, образованными на левом берегу скалами Капитолия, Палатина и Авентина. Все низменные места были болотистыми. ..» (Пьер Грималь. Цивилизация Древнего Рима) Лежащий в болотах Париж получил от римлян наименование Лютеция, от латинского luteus – «полный грязи, илистый, глинистый» (в кельтском слово lut также означает «болото»). Самый престижный район этого города называется Marais – «болото». И знаменитые парижские Елисейские поля когда-то располагались среди болота. Еще один столичный город – Берлин также был основан в болотисто-луговой местности, что и отразилось в его названии (город был основан на территории, заселенной славянами, поэтому и этимология славянская – полабское слово berl или birl означает «болото», литовское burlungis – «топкое место», древнеславянские слова «брлина» и «берлен» означают «лужа, болото»). Название столицы Саксонии Дрездена (верхнелужицкое Drjezdzany) проистекает от древнесорбского «Drezdany» – «жители пойменных (болотных) лесов». Изначально Лондон являл собой дикое и пустынное болотистое место с несколькими островками на нем. Первые документально зафиксированные упоминания о возникновении Лондона говорят о тех временах, когда на месте Вестминстера было непроходимое болото. Именно на этом месте был возведен Вестминстерский королевский дворец, который после завоевания Англии норманнами в 1066 году стал резиденцией английских королей, а позже местом заседания английского парламента и Королевского Верховного суда. На болото указывают названия и некоторых других мест нынешнего Лондона, таких как Уоппинг (что значит «болото») и Фенчерч в Лондонском Сити (переводится как «церковь на болоте»). Итальянская Равенна являлась столицей Западной Римской империи со времен императора Гонория и резиденцией лангобардских королей. Страбон говорит об этом городе еще в I веке: «Самый большой город на болотах – Равенна, построенная целиком на сваях и прорезанная каналами, так что проходить там можно только по мостам и на лодках» (Страбон,География,кн.5.п.7 [7]). Название столицы Бельгии Брюсселя впервые упомянуто в VIII веке в форме Brocela, которое затем трансформировалось в современные французское Bruxelles и фламандское Brussel. Топоним состоит из фламандских корней brock «болото» и sela «жилье, селение», то есть название Брюссель означает буквально «селение на болоте» [8]. Аналогичное значение имеет и название города Брюгге – главного города Фландрии в VII веке (от слова «браге», которое на языке кельтов-белгов также переводится как «болото». По сути, на болоте стоит и столица Нидерландов Амстердам. Даже столицы горных государств располагались в болотистых котловинах среди гор или предгорий, как, например, Баку, Тбилиси или столица Эквадора Кито. Болотные столицы РусиЕстественно, что и все столицы древней Руси обладают «болотной» родословной. Так, Киев был основан в местности, где некогда располагалось «Козье болото». Сейчас на этом месте главная площадь Киева – Майдан, а когда-то, в незапамятные времена, сюда было ни пройти, ни проехать из-за болота, к которому бегали на водопой козы. Трудно сейчас вообразить этот архаичный ландшафт из-за удивительного контраста. Великий Новгород – столица северной Руси расположен на Приильменской низменности, на реке Волхов, недалеко от озера Ильмень (само название озера производное от корня «ильм», означающего «болото»). Этот город археологически изучен гораздо лучше других русских городов и его болотное происхождение не вызывает никаких сомнений. Особенностью новгородских бытовых построек является отсутствие землянок, широко распространенных в других городах. Это объясняется именно тем, что город расположен в низине, на влажных болотистых почвах. Соответственно, в Новгороде приходилось применять своеобразную дренажную систему осушения, для чего под домами и амбарами вкапывали бочки без дна с отводными трубами, по которым скапливающаяся вода стекала в отстойник, а потом в реку. Тем не менее, несмотря на дренаж, с ростом уровня почвы деревянная мостовая постепенно тонула в грязи. Старый настил наращивали за счет новой мостовой. В Новгороде открыто около 30 таких слоев, относящихся к Х – XVI векам [9]. Весьма красноречиво свидетельствует о болотистости Новгорода заметка в путевом дневнике Франциска Гундулича (1655 г.): «Здесь (в Новгороде) так много лягушек, что почти в каждом доме держат их до 200, делая их ручными» [10]. Москва также являлась типично болотным городом. В «Хронографе Дорофея Монемвасийского»
(XVII в.) излагается легенда о выборе места для Москвы среди топких
болот: «И по создании храма того поехал князь великий Данило Иванович
изыскивати места, где ему создати град престольный к великому княжению
своему. И взя собою некоего греченина именем Василия млада и знающа
зело и ведающа чему впредь быти. И въехав с ним во остров темен и непроходим
зело, в нем ж бе болото велико и топко, и посреде того болота и острова
узре князь великий Данило Иванович зверя превелика и пречюдна троеглава
и красна зело. И вопросиша Василия греченина, что есть видение се пречюднаго
зверя. И сказа ему Василий греченин: «Великий княже, на сем месте созиждется
град превелик и распространится царьствие треугольное, и в нем умножатся
разных различных орд люди, то есть прообразуют зверя сего троеглавого»
[11]. Другое крупное болото простиралось от подножия Кремля вплоть до нынешней Трубной площади, где сейчас расположились Большой и Малый театры, площадь Революции и Театральная (бывший Поганый
брод). На берегу Козьего болота вырос Арбат. Можно также упомянуть Сукино
болото, там где сейчас пролегает Шарикоподшипниковская улица. Именно
на болоте, именуемом Кулишки, была в свое время выстроена Дмитрием Донским
церковь Всех Святых в честь победы на Куликовом поле и в память о полегших
там русских воинах. Всего же болот на территории нынешней Москвы насчитывалось
не менее трех десятков [13]. Франческо де Колло, бывший в Москве с дипломатической
миссией, так описывает город: «окружность его — три с половиной
лиги, и он по большей части расположен в болотах, так что значительную
часть приходится проходить по деревянным настилам» [14]. Петербург – еще одна столица России – совершенно однозначно основан в соответствии с «болотной» традицией, поскольку ничем иным нельзя объяснить мотивы возведения столичного города на трясине, по полгода залитой водой и с постоянным риском больших наводнений. Все эти болотные столицы Руси являются наследницами более древних русских преданий, в которых первым архаическим женским божеством считается Мать Сыра Земля. Сам этот образ трудно объяснить чем-либо иным, кроме как сакральной народной памятью о болотной прародине. Также отметим и знаменитый болотистый «Остров русов» из сочинений средневековых арабских географов, который «покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги» [15]. Болотные страны и регионы мираНе только города, но и отдельные страны, исторические местности и регионы имели болотный ландшафт (и соответствующую этимологию своих названий, связанную со словами, обозначающими «болото»). Так, самоназвание Финляндии – Суоми (Suomi) обозначает «страна болот». При этом характерно, что и другие названия этой страны, такие как Лапландия (от корня «лап») и Финляндия (от корня «fen»), также означают «болотная страна». Фландрия – историческая низинная болотистая область на территории современных Франции, Бельгии и Нидерландов. На нидерландском языке Vlaanderen означает «низменное болото» (название происходит от фризкого *flandra и * flamisk, от старофризского flamsk, от ингевонского flam – «затопляемые земли», от протогерманского *flaumaz – «наводнение» [16]). Название Балтики, по одной из версий,
происходит от слова «балто» – болото. В славянских языках с полногласием
(русский, украинский, белорусский и другие) это название звучит как
болото, а в других славянских и балтийских языках, в том числе в старославянском,
– как «блато», «балто». (Также прибалтийские земли назывались Ливонией,
что также проистекает от слов лиива (фин.) и
лыва/лива (рус, слав.), означающих «ил, топь,
болото». Паннония – прежнее историческое название территории современной западной Венгрии, восточной Австрии и частично Словении. В нескольких индоевропейских языках это название означает «болото», в том числе, древнепрусское – pannean , фрак. – pani. От прото-индо-европейского корня *pen – «влага, вода, сырость» (Julius Pokorny [17]). Хронист Галл Аноним в «Хронике и деяниях князей или правителей польских» говорит о Пруссии: «Земля же эта так укреплена озерами и болотами, как не была бы укреплена крепостями или городами, поэтому с тех пор никто не может ее подчинить из-за того, что никто не может с войском преодолеть столько озёр и болот» [18]. Валдай – сильно заболоченная возвышенность в северо-западной части Русской равнины (возможно, соотносится с греч. словом valtos – «болото», если допустить, что корни этого слова уходят в глубь индоевропейского языкового единства). Название страны Швейцарии проистекает от немецкого «Schweitz» – «болото». Силезия – историческая область в Центральной Европе, входящая в состав Польши, Чехии, Германии. По мнению некоторых польских славистов это название напрямую проистекает их старославянского «sleg» со значением «сырость, влага» (сравним также с нем. Slilze – «болото», рус.,слав. «слизь») [19]. Тамань – основа названия Таманского полуострова, который в античное время был частью Боспорского царства, позже он был центром Великой Булгарии, а затем здесь располагалось Древнерусское Тмутараканское княжество. Название проистекает от адыгского слова «темен», что означает «болото», «плавни» [20]. Бразилия – территория Нового Света, присоединённая к Португалии. Возможно, название связано с испанским словом barrizal – «грязь», поскольку в западной части Бразилии, на границе с Боливией и Парагваем, расположены крупнейшие сезонные болота в мире. Эта местность называется Пантанал – «затопленная земля». Название Сибири, происходит (по мнению Рамстедта) от монгольского слова Sibir (калм. siwr) – «заросль, сырая местность» [5]. Великий Луг – в средневековье историческое название местности, ниже порогов на левом берегу реки Днепра (на территории нынешних Херсонской, Запорожской и Днепропетровской областей Украины). Местность представляла собой огромные речные плавни. Плавнями называются длительно затапливаемые поймы рек и озёр, и дельты, покрытые зарослями кустарника, тростника, рогоза или осоки. Когда-то, до образования казацкого этноса, на территории Великого Луга располагался город Орда – ставка Мамая в низовьях Днепра. (Уместно напомнить, что слово орда в древнерусском языке означало «болото»). Позднее Великий Луг принадлежал Запорожской Сечи. Именно по причине своей заболоченности Великий Луг был для казаков символом безопасности и воли. Болотистой страной являлась и Московия,
как называлось Русское государство в западных источниках с XV до начала
XVIII века. Это отмечали многие дипломаты и путешественники той эпохи: болотные народыПоскольку болотная тематика так обильно представлена в топонимике, понятно, что и названия многих народов могли быть связаны с болотом. А начинается «болотная» родословная уже у древнейших легендарных народов.
Например, наименование пеласгов
/ Πελασγοι (которых греки считали
первым народом, принесшим культуру народам Средиземноморья), очевидно,
соотносится с греч. Πηλος – «болото». Знаменитое греко-римское собирательное для разных народов название «варвары» (barbaros) изначально означало не что иное как «болотные» (сравним, например, с иллирийским barbis – «болото», греч. borboros «слизь», санскр. barburam «влага, вода»). Обычным тактическим приемом варваров, как указывает Евнапий Сардский, являлось
укрытие в болотах: Посмотрим, какие же народы относились к болотным обитателям (варварам) исходя из сведений летописей: Исчерпывающая характеристика германских народов
как обитателей топких болот имеется у Тацита: «За ними вместе с
Герцинским лесом начинаются поселения хаттов, обитающих не на столь
плоских и топких местах, как другие племена равнинной Германии» [25]. Адам Бременский говорит о древних пруссах: «Будучи затеряны в непроходимых топях они не желают терпеть над собой никакого господина» [28]. О местообитании славян в болотистых местностях пишет готский историк VI в. Иордан: «Склавины живут от города Новиетуна и озера, которое называется Мурсианским, до Данастра (Днестра), а на севере до Вистулы. Место городов у них занимают болота и леса» [26]. (Причем, название озера Мурсианское также возможно связано с болотной этимологией от древневерхненемецкого muor – «болото», «стоячая вода». По одной из версий, Мурсианское озеро находилось в среднем течении Дуная в месте впадения в него рек Савы, Тиссы и Дравы. С этого места Дунай именовался в древности Истром, а название Истр (опираясь на мнение академика Н. И. Толстого и других специалистов) может быть связано с основой -стр- со значением «болото» [29]) Тот же Иордан указывает и на болотное происхождение гуннов: «свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот» [26]. В «Книге истории франков» указывается на обитание в «болотных укрывищах» народа аланов: «Мы победили аланов, храбрый, неукротимый народ, который император с всем римским войском не мог изгнать из их болотных укрывищ» [30]. Страбон указывает на местообитание венетов (генетов): «Вся эта страна [Паданская равнина] богата реками и полна болот, особенно же часть, занимаемая генетами» (Страбон,География,кн.5.п.5 [7]). Местообитанием древних татар по мнению исследователей являлось речное мелководье. Так Б.Б. Бамбаев в 1929 году писал: «Само слово «татар» по-монгольски означает «мелководье». Также из «курса лекций по истории булгарского (татарского) народа» Мифтахова: «Излюбленным местом расселения древних татар был район речного мелководья. На сваях они строили платформу и на нее ставили шалаш (та-тань), занимались охотой на водоплавающую птицу и рыболовством. Иными словами, вся жизнедеятельность членов древнего рода была связана с речным мелководьем» [31]. Важную роль играли болота в мифологии и культуре кельтов. Именно на болотах кельты часто приносили всевозможные жертвоприношения Богам. Среди жертвенных даров известен знаменитый Гундерструпский котел, а также обломки повозок и колесниц. О болотном обитании можно судить и по названиям многих народов: Происхождение этнонима венеты по одной из версий связано с индоевропейским корнем *ven-t – «мокрый, влажный» [32]. Названия обитателей Финляндии финнов (у Тацита они названы фенны) и лопарей проистекают, соответственно от корней «фен» и «лап», означающих болото. Другое название финнов – квены происходит от финского kainu – «болота». Также и другое название лопарей – саамы и современное самоназвание финнов – suomi проистекают от финского корня suo, означающего «болото». (Отметим также в связи с корнем «фен», что Фенами называется низинная заливная область на востоке Англии) Летописные народы из Повести временных лет: дреговичи от слова «дрягва», меря – «марь», урмане – «урема», либь/ливы – «рус. лыва, фин. лиива» (все эти слова означают «болото»). Название прусского народа галинды (у Птолемея) и голядь русских летописей на Протве проистекают от балтского слова gala (гала), означающего «болото». Возможно, это вообще обобщенный этноним для балтских этносов, поскольку элемент gala (гала) входит как составная часть в названия некоторых балтских народов, например, лтш. latgale, zemgale (в рус. летописях летьгола, земигола). В том числе названия славян и варягов-русов также могут быть связаны с
болотом. Так, по предположениям некоторых лингвистов,
этноним славяне связан
с древнеславянским корнем «slav» означающим «течь, мокрый». Например,
сербскохорватское «slaviti» означает «разбавлять вино водою» [33]. (Это
также подтверждается английским словом слоу (slough), которое переводится
на русский как «болото, трясина»). Болотные традиции цивилизацииКульт болотных обитателейУ многих народов встречается очень почтительное отношение к болотным обитателям,
закрепленное в поверьях и легендах. «Из грязи в князи»: болото и аристократияИменно как следствие архаичной болотной «родословной» аристократии возникает такой «царственный» персонаж русских сказок как Царевна-лягушка. В германском фольклоре – Принц-лягушка. В Норвегии считается, что лягушка приносит золото тому, кто с ней дружен. Похожий культ жабы распространен в Китае. Слово «болото» имеет древнее балто-славянское происхождение. В славянских языках с полногласием (русский, украинский, белорусский и другие) это название звучит как болото, а в других славянских и балтийских языках, в том числе в старославянском, – как «блато», «балто». Обратите при этом внимание, что в русском языке слова блат (= болото), блатной (= болотный) используются для обозначения категории лиц с особыми привилегиями. Со всей очевидностью, эти понятия являются реликтовыми отголосками тех времен, когда элита обитала на болотах. (Поэтому, думаю, что поговорку «из грязи в князи» надо понимать не столько в аллегорическом ироническом, сколько в буквальном смысле). Французское слово элита (elite от лат. electus или eligere) тоже изначально может быть связано с греко-латинским «болотным» корнем ele-/hele. Считается, что титул «царь» происходит от сокращения римского титула цезарь. Но
можно предположить и «болотную» этимологию. Титул «сар» или «шарр»,
обозначающий высшего правителя, имел хождение уже на Древнем Востоке
(у ассирийцев и вавилонян). Еще до принятия титула «царь» по отношению
к своим самодержцам, таким высшим титулом на Руси называли правителей
Орды, – что является «перелицовкой» мусульманского титула «сарэ» (так,
например, мусульманское купечество за поощрение торговли называло хана
Батыя) [37]. Также и европейские монархи имели титул «сир» (а позднее
и вся аристократия – «сэр»). Наиболее же древним применением титула
«царь» можно считать имя древнеегипетского бога Сара/ Асара (по-гречески
Осириса), который, в соответствии с античной традицией, считался цивилизатором
всех обитаемых земель в архаичную эпоху становления цивилизации. Точно так же и хакан (каган, хаган) – высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии возможно является болотным титулом (от индо-иранского khaki – «soil-colored», «цвет грязи, земли»). Слово пан, применяемое для обозначения господ в феодальной Польше, Белоруссии и Украине является производным от «болотного» корня «pan» (например, фрак. pani, прус. pannean – «болото», *pen – «влага, вода, сырость»). Но, также, пан – обозначение шамана, вождя и у древних коми. Обратим внимание на атрибут царской власти – скипетр. Это древнейший символ, который употреблялся ещё фараонами. Считается, что первообраз скипетра – пастушеский посох, который переняли архиереи церкви как знак пастырской власти, а европейские государи заменили его укороченными жезлами. Однако в славянских языках (например польском и украинском) скипетр именовался берло, а это слово имеет отчетливую корневую основу «болото» (полабское слово birl означает «болото», литовское burlungis – «топкое место», древнеславянские слова «брлина» и «берлен» значат «лужа, болото», в польском языке «берлога» означает «грязь»). Следовательно «предком» скипетра следует считать не пастуший посох, а болотный шест. Также можно обратить внимание и на слова, обозначающие царскую резиденцию
(дворец): palais (франц.), palace (англ.), palatium
(лат.), палаты (др.-руск.). Эти слова также присходят из «болотного»
латинского корня palus (а также итал. – palude). Такая
«болотная» этимология вполне соответствует реальному болотному расположению
царских резиденций. Шагом марш: болотные армейские традиции.Выше мы убедились, что древние города располагались среди болот. И одной из основных причин расположения городов в болотистой местности являлось обеспечение безопасности обитателей города, поскольку топкие болота служили естественной преградой от вооруженных вторжений. Таким образом, если назревали военные действия, то они разворачивались на подступах к городу в болотистой местности. Соответственно, исходные воинские традиции должны быть связаны с болотом. В этом плане очень любопытно происхождение воинской команды «Шагом марш». Поскольку слово «марш» в германских языках означает «болото» (например, англ. marsh), то и изначальный смысл этой команды имеет прямое отношение к болоту. Причем, термином «марш» обозначается особый вид болота, которому более всего присущ традиционный негативный имидж. Болота маршевого типа особенно коварны по причине наличия глубоких зыбких трясин, из которых трудно выбраться без посторонней помощи. Таким образом, воинская каманда «марш» (нем. Marsch, англ.march) могла означать команду на преодоление болота при ведении военных действий на подступах к «болотным» цитаделям. Обратите внимание, что по команде «шагом марш» военнослужащие идут особым строевым церемониальным шагом («прусский» или «гусиный» шаг). Стоит отметить, что правильное движение прусским шагом требует довольно продолжительной тренировки и огромных физических усилий. Что же послужило причиной появления такой странной армейской традиции идти именно строем и при этом «печатать» шаг? Все становится понятным, если представить, как отряд преодолевает болото – его бойцы вынуждены следовать строем «след в след» по разведанной безопасной траектории среди болот и при этом отчетливо ставить ногу в унисон друг другу, чтобы не оступиться в трясину. Таким образом, воинская команда «шагом марш» изначально имела смысл «шагай по болоту». Аналогичный же смысл был заложен и в такие понятия как «марш–бросок» и «маршрут». Понятно, что преодоление топких болот большой армией требовало особого организаторского умения у военачальника, поэтому высшее армейское звание «маршал» также связано с «маршем» (болотом). А вот примеры военных операций на болотах в качестве иллюстрации роли болот в военной тактике: Зимой 1238 года войска хана Батыя после неудачного похода на Великий Новгород повернули на юг. Они двигались на Смоленск со стороны Ельни. В начале апреля, не доходя 24 верст до Смоленска, монголы были задержаны девятиверстным болотом (Долгомостье). Началась оттепель. Болота растаяли. Хрупкий весенний лед ломался под копытами коней. Разведчики долго разыскивали дорогу к городу через болото и пытали пленных, доискиваясь безопасного пути к Смоленску. Только на вторые сутки местный бортник, не вытерпев страшных мук, указал тропу через долгомостьевское болото. Растянувшись узкой лентой, конница Батыя двинулась к городу, где у края болота уже стояли в боевом строю смоленские дружинники во главе с Меркурием. Разгорелось ожесточенное сражение. На помощь дружинникам поспешили жители города. Тумен Батыя повернул на юго-восток, к Козельску, а Смоленск был спасен от разорения [38]. Тактику франков по уничтожению противника на болотах описывает Григорий Турский
в своей «Истории Франков»: А вот фрагмент из «Истории» Феофилакта Симокатты, где он описывает события похода византийского полководца
(стратига) Приска и его подчиненного (таксиарха) Александра против славян:
Традиция использовать болота для защиты города от вторжений была заложена еще в глубокой древности. В частности, историк Геродот описывает как царица Нитокрис создала искусственное болото в окрестностях древнего Вавилона: «После сооружения моста, когда выкопанное озеро наполнилось водой, царица велела отвести реку Евфрат из озера в старое русло. Таким образом, озеро превратилось в болото, для чего и было предназначено… Произвела же царица обе эти работы – именно сделала реку излучистой и обратила всю прокопанную местность в болото – не только для того, чтобы множеством излучин замедлять течение реки, но и затем, чтобы сделать речной путь в Вавилон более извилистым и, наконец, чтобы после плавания путешественникам нужно было делать еще большой объезд озера по суше. Эти работы производились в той части страны, где были проходы и самый короткий путь из Мидии. Целью этих мероприятий было затруднить мидянам проникновение в страну при торговых сношениях и не позволить им точно разузнать положение дел в стране» [41]. По поводу защитной функции болот существовала даже греческая пословица: «не трогай Камарины» («μη κìνει Καμαρìναν»). По преданию, жители древнего города Камарина в Сицилии хотели осушить одноименное болото и обратились за советом к оракулу, который отвечал им словами: «не трогай Камарины». Несмотря на это предупреждение, жители осушили болото – и таким образом очистили дорогу неприятелям, которые по осушенному болоту подошли к городу и взяли его [42]. Защищены болотами были и прусские земли. Хронист Галл Аноним в «Хронике и деяниях князей или правителей польских» говорит о Пруссии: «Земля же эта так укреплена озерами и болотами, как не была бы укреплена крепостями или городами, поэтому с тех пор никто не может ее подчинить из-за того, что никто не может с войском преодолеть столько озёр и болот». Также и у Адама Бременского о пруссах: «Будучи затеряны в непроходимых топях они не желают терпеть над собой никакого господина» [18]. Знаменитый Великий Луг, принадлежалщий Запорожской Сечи, именно по причине своей заболоченности был для казаков символом безопасности и воли. У донцов и запорожцев, писал один из авторов первой половины XVII века «надея и отуха вшелякая (всяческая надежда) есть вода». Расположение городков «среди воды» хорошо защищало казаков даже при слабых оборонительных средствах. «Причина житья в домах, полных воды, – отмечает С.Т.Пивоваров, – не иная, а именно та: неприятели... всегда выходили на грабеж весною, когда не было нужды давать коням сена и овса, а людям квартир, а весною-то станицы и затоплены водой, а у грабителей лодок не было». Неслучайно один из русских дворян, характеризовавший Махин остров, куда казаки вышли из Азова в 1642 г., как «невеликое место», тем не менее замечал, что там «около все вода, и от турских и от крымских людей мочно сидеть бесстрашно» [43]. Защитную функцию новгородских болот отмечает академик В. Л. Янин: «Избрав для жизни небольшую возвышенность у берегов Волхова, первопоселенцы Новгорода укрылись за реками и болотами от военных опасностей, и этот естественный щит верно служил в будущем»[44]. ........... Показать [развернуть] cписок использованной литературыСписок использованной литературы: 1. Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М. МГУ.
1988 (пер. А. В. Назаренко) Веб–ресурс: www.vostlit.info Copyright © Леонов А.А. 2009. |