На главную

 

Е.Маточкин. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха (выдержки из статьи).
Источник: сборник «Наука и новое мышление XXI века» (материалы юбилейной общественно-научной конференции Тольяттинского отделения МЦР, Тольятти, 2003).


Знак Знамени Мира (или «знак треф сфер», в дальнейшем просто «знак» – прим. ред.) найден В. Ларичевым в Хакасии, в поселении Малая Сыя, датировка которого составляет 34-32 тысячи лет. обнаружил небольшую каменную пластину. .На ней аккуратно просверлено три круглых отверстия, образующих треугольную композицию. Обращает на себя внимание применение золотого сечения при изготовлении этого уникального произведения. [36, рис. 23, 24].

На эламской керамике в неолитическое время «знак» фигурирует как композиционный принцип в декоративно-прикладном искусстве [38, с. 49, рис. 31]

На донце глиняного неолитического сосуда из Триполья три круга в центре разделяют убывающий и возрастающий серп луны. [24, рис. 23

Круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршанхаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время [44, с. 32, рис. 7].

«Знак» можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени [46, с. 218, рис. 84] и петроглифов Ангары эпохи бронзы [17, с. 213, рис. 1]. А. Окладников, нашедший подобный «знак» на горе Тэшб в Монголии, охарактеризовал его как «три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на Символ Пакта Рериха» [47, с. 28, табл. 58, №7; с. 253, табл. 153, №25]. Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н. Рерих «Святые камни. Монголия» (1935-1936) и «Монголия. Всадники» (1935-1936). «Чингиз-хан (Всадник. Монголия)» имеет на груди такие же три круга.

К солнечной символике ведут и праславянские фибулы, и браслеты VII века до н. э. На бронзовом браслете из радолинского клада представлено три солнечных диска, два из которых сопровождаются лебедиными шеями [55, с. 34].

Еще в эпоху неолита на русской равнине от Камы до Прибалтики процветала волосовская культура (название от поселка Волосово в бассейне Волги), в которой был широко распространен кружковый орнамент, в том числе и из трех кругов [10, с. 158, рис. 2].

Такой же орнамент из трех кругов прослеживается и на глиняной посуде в андроновскую эпоху в Сибири [10, с. 389, рис. 110].

Подобно знаку трех сфер с лучами выглядит солнце на шаманских бубнах алтайцев конца XIX- начала XX века [21, с. 644, рис. 8в].

«знак» как узорный мотив присутствует на венчике мачанского сосуда культуры Яншао (Китай)[29, с. 133]. Этот «знак» продолжает использоваться в Китае в ранний период династии Западной Чжоу IX-X веков до н. э. [68, с. 243, №693] и на бронзовой фигурке оленя в V-III веках до н. э. [76, Fig. 232].

Широко распространяется «знак» в скифо-сарматское время среди памятников Трансильванской [6, с. 334, табл. 29, №23; 24] и Потисской [6, с. 335, табл. 30, №32; 75] групп. Изображен он и на изящной золотой серьге из раскопок В. Кубарева [75, рис. 98]. Мотив из трех полусфер используется на памятнике из Пантикапея 400 года (экспонируется в Эрмитаже),

Три круга из трех концентрических колец украшают изделия из Кобанского могильника Х-VII веков до н. э. (экспонируется в Эрмитаже).

на бронзовом кельтском браслете [66, табл. 30] и как декоративный элемент латенского стиля [66, с. 54, рис. 13].

В эпоху Средневековья «знак» можно обнаружить на предметах Лядинского могильника (древняя Мордва IX-XI веков) [70, вып. 10, табл. V, №1], на украшениях вымской культуры Прикамья [8, с. 305, табл. 57], а также на предметах инвентаря памятников Молчановского типа финно-угров [8, с. 316, табл. 68, №5; 16].

«Знак» наблюдается в керамике в начале II тысячелетия в Армении [26, с. 167, рис. 164] и Грузии [26, с. 252, рис. 248].

В XVIII веке трехточечным узором расписана датская прялка [73, №78],

Разноцветные сферы украшают декоративное панно из Монголии [22, с. 313].

Н. Рерих в статье «Везде» упоминает о черкесских боевых клинках со «знаком», но этот «знак» существовал еще в эпоху бронзы в триалетской культуре Дагестана [9, с. 265, табл. 100], в фибуле из Мингечаура [5, с. 171, табл. 57], в украшениях скифо-сарматского времени из Северной Осетии [7, табл. 107], в амулете из Мокрой Балки VII-VIII веков [6, с. 181, рис. 64, №33].

Что касается тамги Тамерлана, то у нее на территории Средней Азии были свои предшественники среди изделий из Маргианы IV-I веков до н. э. [5, с. 388, табл. 100] и Мархаматского комплекса из Ферганы I - IV веков н. э. [5, с. 439, табл. 151].

Говоря о старинных английских монетах, Н. Рерих, надо полагать, имел в виду гроут короля Эдуарда I, выпущенный в 1279 году, с эффектным повтором трех кругов в четырех секторах круга [43, вып. XLVR, c. 77-79].

Еще более древним денежным «знаком» в Европе была кельтская золотая монета II века, так называемая радужная чашечка с тремя кругами и окаймляющим полукольцом [66, с. 134, рис. 31].

На денге Б. Тверского (1460), схематически изображающей поединок Геракла с Немейским львом, такие же три круга [62, с. 79-82]. Вообще, в древнерусском искусстве немало примеров использования «знака». Действительно, как упоминает Рерих, мы находим его на иконах Чудотворца Николая [45, с. 53, №20] и преподобного Сергия [64, с. 167]. Дионисий рисует «знак» на образе Григория Богослова [33, рис. 74] и Кирилла Белозерского [33, рис. 79]. На иконах XIV века тремя кругами помечены шапки святых Бориса и Глеба [34, рис. 21; 19, рис. 31]. Более ранняя традиция нанесения «знака» на одежду восходит, по-видимому, к античному времени, например, к боспорской пелике IV века до н. э. из Пантикапея [3, с. 302, кат. №4]. «знаком» из трех точек отмечены одежды Девы Марии на новгородских царских вратах XIII века [60, с. 273, кат. №4]. Затем такой же узор обнаруживается на древне-болгарской иконе XIV века [74, р. 1]. «Знак» находится и на книге, которую держит Христос в новгородском «Деисусе» XV века из национального музея Стокгольма [59, с. 169]. Узором из трех точек и пересекающихся синусоид расписан свод в церкви Архангела Михаила «на Сковородке» [39, с. 219]. «Знак» присутствует на омофорах русских святых: например, в иконе XVI века московских святителей митрополитов Петра, Алексия, Ионы [2, рис. 121] или на деревянном барельефе XVII века с изображением соловецких старцев Зосимы и Савватия [50, рис. 43].
Однако чаще всего в такой омофор облачен Никола Можайский или Никола Зарайский.

Художник итальянского Возрождения Я. Тинторетто также изображает святого Николая с тремя золотыми шарами - символом благодеяния [42, рис. 122].

Два мастера XV века - русский Амвросий и Ян ван Эйк из Нидерландов - помещают Богоматерь на постамент с тремя кругами [64, №186; 69, с. 69, №5].

Вообще, все раннее Северное Возрождение и наследие интернациональной готики насыщено «знаком». Так называемый готический трилистник из трех кругов присутствует почти во всех готических соборах как основной декоративный элемент стен и витражей. Он украшает западный фасад собора Парижской Богоматери [37, №128] и западный фасад церкви Сен-Никез в Реймсе [37, №124]. Стрельчатые окна готических соборов обычно завершаются трилистником. Такое же маленькое оконце изобразил Ян ван Эйк в своем знаменитом Гентском алтаре [56, №5]. Художники иллюминированных готических рукописей выводили золотом три слившихся круга. Шестилучевая звезда на груди у Уты из Наумбургского собора имеет на своих окончаниях три полусферы [14, №271]. Однако в западном искусстве встречается и неслитное изображение трех кругов. В таком варианте они присутствуют на брюссельских шпалерах начала XVI века «История рыцаря Лебедя» [20, №80] и «Легенда о Саблонской Мадонне» [20, №120].

Существовала и негласная художественная традиция использования «знака» в произведениях искусства, Среди западной иконографии она просматривается в упомянутых выше образах святого Доминго из «Силоса», святого Михаила Бартоломео Вермехо и Рогира ван дер Вейдена, а также святого Маврикия -мастера из Мулена [49, №251]. Среди староболгарских памятников три белые точки на красных плащах Архангелов можно обнаружить на иконе XVI века «Спас Эммануил с Архангелами» [74, Plate VII, X], а также на иконе XVII века «Архангел Михаил» [74].

Характерно, что в древнерусском искусстве три круга часто объединяются в трилистник. Наиболее четко в окаймляющем круге он выведен у А. Рублева в Евангелии Андронникова монастыря [12, рис. 8]. Этот очень древний символ фигурирует на изображении древнеегипетской богини неба Хатор XIV века [41, т. 2, с. 585], на фаюмском портрете П-Ill века н. э. [24, рис. 383], на одеянии святого Дмитрия в византийской мозаике VII века [32, рис. 43]. Уместно вспомнить здесь и одно из ранних на Востоке изображений трилистника на скульптуре жреца из Мохенджо-Даро III тысячелетия до н. э. [65, №32-33] и его повторение на мужском одеянии из Безе-клика средневекового времени (экспонируется в Эрмитаже). На плече у рериховского «Ярослава Мудрого» (1941) красуется слитый из трех кругов «знак» трилистника. Также и на костюмах японских актеров начала XVIII века в качестве отличительного «знака» использовались моны в виде кольца с тремя кругами внутри [57, с. 49].

Широко известен и такой мотив как конь с тремя кругами на спине. В стилистическом отношении этот народный примитив близок кельтскому образцу I тысячелетия до н. э. [15, рис. 299-2], а тот в свою очередь - еще более древнему памятнику II тысячелетия до н. э. с территории Франции [15, рис. 298-3]. На территории России подобный сюжет известен среди шаманских изображений XI-XII веков н. э., среди шаманских изображений пермского звериного стиля [63, с. 131, рис. 386].

Литература
1. Альбедиль М. Ф. Протоиндийское "колесо времени" // Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993.
2. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.. Искусство, 1966.
3. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М.: Наука, 1984.
4. Археология СССР. Восточные славяне в VI-XIII вв. М.; Наука, 1982.
5. Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1985.
6. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981.
7. Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Наука, 1989.
8. Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука, 1987.
9. Археология СССР. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1994.
10. Археология СССР. Эпоха бронзы лесостепной полосы СССР. М.: Наука, 1987.
11. Банк А. В. Византийское искусство. Л.; М.: Сов. художник, 1966.
12. Брюсова В. Т. Андрей Рублев, М.: Изобр. искусство, 1995.
13. Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. Б., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980.
14. Всеобщая история искусств. Т. 2: Искусство средних веков. - Кн. 1. М.: Искусство, 1960, №271.
15. Голан А. Миф и символ. М., 1993.
16. Государственный Эрмитаж. Каталог Французская живопись. Начало и середина XIX века. Л.: Искусство, 1983.
17. Дроздов Н.И. Наскальные рисунки и каменное изваяние Северного Приангарья // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР: Сборник научных трудов АН СССР: Сборник научных трудов АН СССР, институт археологии / Отв. Ред. М. А. Дэвлет, М., 1990.
18. Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.:Наука, 1980.
19. Живопись древнего Пскова. М.: Гознак, 1971.
20. Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. Л.Сов. художник, 1965, №80.
21. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в. // Труды института этнографии. М.; Л., 1954, т.22.
22. Искусство Китая М.: Изобр. искусство, 1988. Искусство стран Востока. М.: Просвещение, 1986.
23. История искусства зарубежных стран. М.: Изобр. искусство, 1979.
24. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток. Античность. М.: Изобр. искусство, 1979.
25. История искусства народов СССР. Т. 2: Искусство IV-XIII веков. М.: Изобр. искусство, 1973.
26. История Сибири. Т. 2: Сибирь в составе феодальной России. П.: Наука, 1968.
27. Кальжанова Г. И. Символизм в творчестве Николая Рериха // Пути восхождения. М.: МЦР, 1995.
28. Кашина Т. Н. Керамика культуры Яншао. Новосибирск: Наука, 1977.
29. Клименко М. Слава труду созидающему! // Советская Сибирь, 1979, 3 ноября.
30. Кызласов Л. Р., Король Г. Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.: Наука, 1990.
31. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986, т. 2.
32. Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1971.
33. Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1969.
34. Лазарев Е. Знамя Грааля // Наука и религия, 1987, №12.
35. Ларичев В. Е. "Белая лошадь" - святилище древнекаменного века Хакасии. Новосибирск, 1992.
36. Лясковская О. А. Французская готика XII-XIV веков. М.: Искусство, 1973, №128.
37. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство, 1976.
38. Малков Ю. Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила "на Сковородке" в Новгороде // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
39. Маточкин Е. Л. К расшифровке петроглифов грота Куйлю // Семантика древних образов. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1990.
40. Мифы народов мира. В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
41. Музеи мира. Музей истории искусства. Вена. М.: Изобр. искусство, 1986.
42. Муха М. Редкая английская монета Эдуарда I // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.. Искусство, 1982, вып.XLVR.
43. Новгородова Э. А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.
44. Одна из ранних икон со знаком Знамени Мира: Ростово-Суздальская школа живописи. М.: Советский художник, 1967.
45. Окладников А П. Лики древнего Амура. Новосибирск, 1968.
46. Окладников АЛ. Петроглифы Центральной Азии. Л.: Наука, 1980.
47. Окладникова Е. А. Загадочные личины Азии и Америки. Новосибирск, 1979.
48. Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М.: Искусство, 1994, №238.
49. Померанцев И. Русская древняя скульптура. М.: Сов. художник, 1967.
50. Рерих Н. К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
51. Рерих Н. К. Из литературного наследия. М.: Изобр. искусство, 1974.
52. Рерих Н. К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР 1995.
53. Рерих Н. К. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.
54. Рыбаков Б. А. Язычество Древних славян. М.: Наука, 1981.
55. Сарабьянов А. Д. Ян ван Эйк // Изобразительное искусство, 1990, №5.
56. Сердюк Е. А. Японская театральная гравюра 17-19 веков. М.: Искусство, 1990.
57. Сибирь социалистическая. V зональная художественная выставка. Л., 1983.
58. Смирнова Э. С. "Деисус" с Николой и неизвестным святым в национальном музее Стокгольма // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
59. Смирнова Э. С. Живопись великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М.: Наука, 1976.
60. Сокровища анапской земли // Наука и жизнь, 1977, №1.
61. Сотникова М. О некоторых древнегреческих сюжетах на русских монетах XV века // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1982, вып. XLVR.
62. Спицын А. А. Шаманские изображения. Западные отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. СПб., 1906, вып. I, т. 8.
64. Троице-Сергиева Лавра. М.: Искусство, 1968.
65. Тюляев С. И. Искусство Индии. М.: Искусство, 1988.
66. Филип Ян. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага: Артия.
67. Флоренский ПА. Столп и утверждение истины. В 2 т. М.: Правда, 1990, т. 1.
68. Шан чжоу цинтунци вэньши (Узоры на бронзовых изделиях эпохи Шан и Чжоу). Пекин: Веньу, 1984.
69. Шедевры западноевропейской живописи XIV-XVIII вв. из собрания Тиссен-Борнемиса. Милан: Электа, 1987.
70. Ястребов В. Н. Лядинский и Томниковский могильники // Материалы по археологии России. СПб., 1893.
71. Antiquites du Nord Finno - Ougrien, publiees a laide dune subvention de I Etat par J. R. Aspelin. Vol. ll. 1 age Per. Antiguites Permiennes. Helsingfors, 1877.
72. Jacgueline Decker. Nicholas Roerich. The life and art of a russian master. London: Thames and Hudson Ltd, 1989.
73. Ornamentik der Volkskunst in Europa Leipzig: Ed "Leipzig", 1981.
74. Svetlin Bossikov. 12 ikon from Bulgaria. Sofia: The Bulgarski Houdozhnik Publishing House, 1979.
75. The Altai culture. Catalogue. Seoul, 1995.
76. Zubor Hajek. Chinesische Kunst. Prag: Artia, 1995.

 

На главную